Каллиграфия

  • Процесс овладения письмом является мощным развивающим фактором. Учёные считают, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пишущего инструмента, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером (карандашом, кистью), – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги.

    Так нужно ли учить детей красиво писать?

    Каллиграфия — красивый почерк (производное от греческих слов kallos «красота» — graphe «писать»). Основными показателями хорошего почерка, кроме его четкости, являются плавность, ритмичность, легкость и скорость письма.
    Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Есть и такое определение — «Каллиграфия — искусство изображения слова».
    Каллиграфия – это что-то среднее между рисунком и письмом. Благодаря каллиграфии письму придается эмоционально-образная графическая выразительность.
    Постижение самого искусства каллиграфии, понимание сути процесса возможно только через практику.
    Под каллиграфией в школьной практике понимают, с одной стороны, искусство писать четким и красивым почерком, а, с другой стороны, степень владения техникой письма, которая оказывает влияние на грамотность.

    Например, логопеды и дефектологи отмечают, что при крупном почерке дети труднее усваивают орфографию, чем при почерке с буквами нормального размера. По-видимому, это происходит от того, что детский глаз охватывает слово, написанное крупным почерком, с напряжением и плохо воспринимает орфограммы, подлежащие усвоению.
    Нечеткое или неправильное изображение формы букв, их соединений, небрежная запись слов, в целом тексте приводит к ошибкам типа: «потенул» (потянул), «Олога» (Ольга).
    Появление лишних (двойных) букв в словах типа «Aарбуз», «Ввода», «Оодна» является результатом механического закрепления письма образцов типа «Аа», «Оо», «Вв». Сдвоенное написание закрепляется в двигательной памяти учащихся и сохраняется в их письме на определенное время.
    При ускоренном письме часто наблюдаются замены, искажения букв.
    Самая распространенная причина ошибок такого рода – несогласованность темпа мысленного проговаривания слова и темпа его записи. Например, записывая слово «маки», ученик мысленно проговаривает первый слог «ма», рука успевает записать только букву «м»; ученик, не ожидая завершения (зрительный контроль не срабатывает) записи, проговаривает второй слог – «ки», и рука как бы приняв новый сигнал, начинает сразу воспроизводить новый слог, появляется запись «мки».

    Взаимосвязь каллиграфии и грамотности, по мнению нейропсихологов самая очевидная: если ребёнок напишет письменную работу красивым, разборчивым почерком, он сможет прочитать и увидеть возможные ошибки, их исправить. Если работа написана неразборчиво, ребёнок толком и прочитать не сможет, соответственно, маловероятно, что он обнаружит ошибку, проверка затруднена. Это очевидная связь, но есть и научное объяснение. Дело в том, что при развитии мелкой моторики пальцев, когда мы делаем какие-то упражнения, манипулируем какими-то предметами, импульсы от пальцев идут в определённую зону мозга, которая отвечает за движения руки и пальчиков. А рядом с этой зоной находится речевая зона, и эти импульсы задействуют и речевую зону. Таким образом, развивая мелкую моторику, мы развиваем речевую зону – и речь, и эта связь очень крепкая.

    У ровного, разборчивого и эстетичного почерка есть чисто практическая польза, которая заключается в следующем:
    • исключает ошибку и помогает правильно понять текст;
    • не вызывает раздражение у читающего;
    • дисциплинирует мысль во время письма;
    • полезна для поздравительных открыток и дарственных надписей;
    • обеспечивает всегда одинаковую и красивую личную подпись;
    • говорит в пользу вашего характера

    Действительно, сейчас редко можно встретить четкое, красивое, разборчивое письмо. И проблема почерка – это одна из проблем образования.